Проект "Туризм" - МБОУ-АСОШ им.Т.М.Каженкина

МБОУ "Арылахская СОШ им. Т.М. Каженкина"
Перейти к контенту

Проект "Туризм"




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ЧУРАПЧИНСКОГО УЛУСА (РАЙОНА)»
«АРЫЛАХСКАЯ СОШ ИМ.Т.М.КАЖЕНКИНА»


«Организация туристических маршрутов по историческим местам»
                                                          
                                                        Руководитель: Дагданча Н.М. учитель географии
                                                                  Научный руководитель: доцент кафедры географии
                                                  СВФУ ИЕН Пахомова Любовь Семеновна
Чурапча, 2021 г.

   


   
Структура проекта
   
Наименование проекта
     
«Организация туристических маршрутов по  историческим местам».
     
Анализ социокультурной ситуации
     
Возможности сельской школы в развитии личности учащихся  напрямую зависят от её места расположения и социально-экономических условий  жизни населения сельского округа, в котором она находится. Из-за отдаленности  нашего села Арылах от районного центра и  вообще от других  населенных пунктов  возникают замкнутость и изолированность социального  пространства.  Отсюда и ограниченность сферы социальных  связей, культурных центров. Это создает определенные трудности в  образовательной  и воспитательной  работе школы. Все это учитывается в программе  развития, структуре  и  направлении деятельности  ОУ.
 
      Высок  творческий  потенциал коллектива школы для реализации инновационных проектов,  развития фундаментальной и практической  направленности образовательных программ обучения, совершенствование и  развитие форм государственно-общественного участия в управлении  образовательным процессом.
 
      Запланирована  дальнейшая  целенаправленная работа по  информатизации образования и паспортизации  учебных кабинетов, созданию исследовательских лабораторий.
 
      Участие в  педагогических курсах повышения квалификации педагогических работников ОУ,  участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах. Совершенствование  организационно-экономических механизмов деятельности ОУ (участие учителей,  детей и родителей в проектах, конкурсах и т.д. различных уровней) Сегодня   школа имеет право на формирование собственной модели развития,  адекватной социально – экономическим условиям конкретного социума.  Образовательное пространство учащихся нашей школы учитывает этнокультурную,  социально – экономическую и географическую особенность нашего села. Любая  сельская школа – это объект воздействия социально-экономических, природных и  культурных условий региона. Изменившиеся социально- экономические условия  жизни села требуют кардинальных изменений в деятельности сельской школы.  Обуславливают потребность в качественно новом содержании образовательного  процесса. Школа должна обеспечить образовательную поддержку инновационным  процессам в экономике и социальной жизни общества. В результате изменяется  содержание общего среднего и дополнительного образования, а также цели,  задачи и функции развития школ. Все это актуализирует проблему – поиска   новых принципов организации деятельности  сельской школы  и  форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и внедрения  инновационных моделей образовательного пространства учащихся в сельском  социуме.
     
Проблематика проекта
     
Как сделать  краеведческую, исследовательско-поисковую работу в нашей школе более  интересной и привлекательной для современного подростка.
     
Философские основания
     
Школа должна воспитывать многокомпетентного гражданина и патриота  своего народа, раскрывать способность и таланты молодых, готовить их к жизни  в высокотехнологичном конкурентом мире. Сотрудничество с семьей, другими  субъектами социализации опираются на компоненты культуры, выполняющие  этномаркирующую роль. Так как, традиционная культура любого народа, отражает  общечеловеческие, общемировые ценности и категории, этническую форму.
     
Психологическая концепция
     
Координация работы всех участников образовательного процесса,  обеспечивающая необходимую включенность в решение определенных задач.
     
Содержание образования
     
Метапредметный подход в образовании: Теория и практика
     
Этапы реализации проекта
     
1 этап:  Подготовительный (ноябрь 2019-2020гг.)
 
2 этап:  Организационный (июнь 2020-2021гг.)
 
3 этап: Реализация проекта  (сентябрь 2021г.)
     
Дорожная карта реализации проекта
     
Сроки
     
Ожидаемый результат
     
Нормативный документ
 
(при наличии)
     
Создание координационного
 
совета по реализации проекта
     
2021
     
     
     
Изучение объектов и проектов в социумах по  развитию туризма
     
2021
     
Профессиональное самоопределение в области  взаимодействия человека с природой.
     
     
Составление туристической карты, наглядной  агитации и рекламной продукции
 
(видеоролик, брошюрки)
     
2022
     
Познавательные УУД: общеучебные, логические  и действия постановки и решения проблемы.
     
     
Разработка и паспортизация
 
туристических объектов для внесения в реестр  по реализации проектов в сфере туризма
     
2022
     
Создание механизмов социального партнерства и вовлечение в  реализацию Программы государственных, общеобщественных организаций, властных  структур, бизнес-сообщества, местного населения;
 
Увеличение уровня доходов местных жителей, создание новых рабочих  мест.
     
     
Подписание договора
 
соглашения о сотрудничестве МР
 
"Чурапчинский район» и с
 
Министерством туризма
     
2023
     
Позволит наладить взаимовыгодное экономическое, образовательное  сотрудничество и взаимодействие с передовыми профильными школами республики  Саха(Якутия)
     
     
Предполагаемые результаты
     
1.  Создана карта с панорамным видом на GOOGLE maps
 
2.  Развернута поисково-исследовательская деятельность учащихся школы
 
3.  Внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в  образовательный процесс
 
4.  Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка,  края,  страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему  творческого участия в деятельности проекта
 
5.  Совершенствуются формы проектной, внеклассной учебной деятельности и  воспитательной работы на базе проекта
 
6.  Сохранена память об истории села и его людях
 
7.  Виртуальный тур стал более доступным и мобильным, а значит, позволит  заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
 
8.  Повышение ИКТ компетентности участников проекта.
 
9.  Формирование устойчивых знаний об  исторических фактах  и явлениях.
     
Критерии оценки предполагаемых результатов
     
Высокие показатели качественных и количественных данных.
     
Кадровое обеспечение проекта
     
Начальник лагеря, повар, воспитатель.
     
Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования  (бюджетное, внебюджетное)
     
Бюджетное
 

Оглавление
Введение..……………………………………………………………………………………...1-2
Глава I. Методика проекта……………………………………………………….................2-3
1.1 Понятие туристического маршрута………………………………………………………3-5
1.2 Планирование туристских маршрутов.…………………………………………………….5
1.3 Разработка туристского маршрута………………………………………………………..5-6
1.4 Методика организации маршрута…………………………………………………………..6
Глава II. Образовательный проект «Виртуальный тур по Родному краю»……………6
2.1 Паспорт проекта…………………………………………………………………………...6-8
2.2 Актуальность и исходное состояние проблемы………………………………………..9-11
2.3 Новизна проекта………………………………………………………………………...11-12
2.4 Механизм реализации проекта…………………………………………………………….12
2.5 Этапы реализации проекта……………………………………………………………..12-13
2.6 Ожидаемые результаты…………………………………………………………………….13
2.7 Основные риски проекта и пути их минимизации……………………………………….14
2.8 Перспективы деятельности виртуального музея…………………………………………14
2.9 Краткое описание маршрутов………………………………………………………….15-17
Заключение…………………………………………………………………………………18-19
Используемая литература………………………………………………………………...20-21
1.Введение.
  Туризм, как один из высокодоходных отраслей экономики, за быстрые темпы своего развития признан экономическим феноменом столетия.
  Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта активизации внешнеторгового баланса, обеспечении занятости населения и создании дополнительных рабочих мест, оказывает положительное влияние на такие ключевые отрасли экономики как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, культура, искусство, производство товаров народного потребления и другие.
   Республика Саха (Якутия) и в том числе и наш Чурапчинский район располагает богатым историческим и культурным наследием и природно-рекреационными ресурсами, способствующими как развитию внутреннего туризма, так и приему иностранных граждан. Принимая во внимание вышеуказанные факторы, сфера туризма республики должна быть, объявлена приоритетным направлением национальной экономики.
Цель проекта:
·         Составить проект и организовать туристический маршрут по историческим местам наслега, пробудить интерес и бережное отношение к своей малой Родине.
Задачи:
·         социализация личности и развитие гражданских качеств;
·         формирование опыта поведения в экстремальных условиях;
Актуальность:
Происходящие в нашем обществе перемены требуют формирования качеств как патриотизм, толерантность. У людей порой отсутствуют системные знания о своей малой родине, знаменитых земляках, исторических фактах.
Новизна проекта:
Данный проект изменяет подход к изучению истории родного края, опираясь на единство трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее.
Гипотеза:
Организация предлагаемых маршрутов повысит ответственность людей за сохранение окружающей среды, прививая чувство любви и интерес к природе, к своей малой родине.
Этапы проекта:
1 этап: Подготовительный (ноябрь 2019-2020гг.)
2 этап: Организационный (июнь 2020-2021гг.)
3 этап: Реализация проекта (сентябрь 2021г.)
Практическая значимость:
      Заключается в возможности использования созданных материалов на уроках, в проектной деятельности по сохранению исторического наследия, в составлении научных работ.
      На начальном этапе организация тропы мы детально обследовали территории и выделили наиболее интересные объекты (аласы), которые имеют историческую ценность. Тропа у нас получилась с охватом 9 аласов.
Глава I. Методика проекта.
Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс.
Подготовка новой экскурсии проходит несколько ступеней:
·                     Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
·                     Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов:
1.                  Определение цели и задач экскурсии – работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.
2.        Отбор литературы и составление библиографии – в ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.
3.                  Отбор и изучение экскурсионных объектов – правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть:
·  памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего села, развитием общества и государства;
·  сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей;
·  природные объекты – леса, рощи, озера, пруды, аласы;
·  памятники археологии – древние стоянки, поселения, аласы с захоронениями, земляные валы, святилища, и др.;
  Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
  Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.
Известность объекта, его популярность среди населения.
  Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного характера.
Выразительность объекта, то есть внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой.
   Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.
  Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам, сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
1.1            Понятие туристического маршрута
      Туристический маршрут – это заранее спланированная траса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.
      Классификацию туристических маршрутов можно построить по различным признакам.
      По содержанию программ обслуживания можно выделить типы маршрутов.
·         Тематические – с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
·         Походные – маршруты с активными способами передвижения;
·         Физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (походы в прогулки, катания на горных лыжах, виндсерфинг, спортивные игры, теннис и другие);
·         Комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются:
·         Круглогодичные (внесезонные);
·         Сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.п.).
·         Разовые.
По построению трассы маршруты подразделяются на:
·         Линейные – это маршруты, действие начинается в одном туристском учреждении (городе) и заканчивается в другом с обязательными переездами организованно, всей группой через промежуточные пункты. С посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
·         Радиальные – (стационарные) с посещением пунктов из одного стационарного пункта на маршруте;
·         Кольцевые – это маршруты, которые начинаются и заканчиваются в одном и том же туристском учреждении и посещением нескольких пунктов на маршруте (например автобусный маршрут «Золотое кольцо»).
По продолжительности маршруты бывают:
·         Многодневными (14-30 дней);
·         Несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
·         Несколько часов (экскурсии)
По виду транспорта на маршруте:
·         Собственный транспорт туристской фирмы;
·         Арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
·         Личный транспорт туристов.
По способам передвижения на маршруте:
·         Автобусные;
·         Теплоходные (морские, речные);
·         Авиационные;
·         Железнодорожные;
·         Комбинированные.
По содержанию маршрута:
·         Отдых на природе;
·         Отдых на морском побережье;
·         Отдых в горах и др.
По форме организации:
·         Групповые;
·         Индивидуальные.
Все эти виды маршрутов предусматривают менеджеры турфирмы при составлении туров.
Составляется график движения по маршруту в табличной форме с указанием даты и времени прибытия и отправления по каждому пункту маршрута.
      Если туристы живут непосредственно в транспортных средствах передвижения (поезд, теплоход), такие туристские маршруты считаются специализированными.
1.2 Планирование туристских маршрутов
      Перспективное планирование туристских маршрутов осуществляется туристско-экскурсионными предприятиями и организациями на предстоящую пятилетку и более отдаленный период на основе перспективных схем развития туризма в стране, республике, области с учетом результатов исследований и социологических опросов, проводимых с целью выявления туристских потоков, рекреационных ресурсов в регионе, потребности и спроса населения на различные виды и формы туристского отдыха и путешествий.
      Текущее планирование туристских маршрутов на очередной год основывается на материалах перспективного планирования, программах обслуживания, разработанных туристскими предприятиями, и учитывает потребность и запросы тур агентов и потребителей туристских путевок.
1.3  Разработка туристского маршрута
Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев.
Процесс проектирования: поиск идеи – отбор идеи – разработка продукта и его проверка – разработка стратегии маркетинга – испытание продукта в рыночных условиях:
Этапы туристского маршрута:
- исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;
- маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;
- определение типа маршрута;
- построение трассы маршрута;
- утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.
1.4  Методика организации маршрута
Любому менеджеру по туризму необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.
Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или, чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями  и выставками, охотой, рыбной ловлей, фестивалями, редкими животными, птицами и многим другим.
Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов – обустроенной туристской трассы.
Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.
Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее.
Глава II. Образовательный проект
«Виртуальный тур по Родному краю»
2.1 Паспорт проекта
      Проект «Виртуальный тур по Родному краю» носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории школы  и поселка, организацию содержательного досуга  детей, воспитание гражданственности, патриотизма и на формирование ценностных духовно-нравственных установок.
   
Наименование проекта
     
«Виртуальный тур по Родному краю»
     
Тип  проекта:
     
по  виду деятельности - творческий;
 
по  типу предметно - содержательной области-межпредметный;
 
по  продолжительности проведения - долгосрочный .
     
Цель  и задачи проекта
     
Цель  
 
- Создание оптимальных условий для  развития  у населения общественной  активности, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской, проектной  деятельности,  духовно-нравственных  установок, чувства ответственности и гордости за свою школу и малую Родину,  посредством создания  виртуального  туристического маршрута  по  историческим местам села Арылах .
 
 
Задачи:
 
1.Создать  рабочую группу по созданию виртуального туристического маршрута памятных мест  Арылахского наслега и распределить обязанности;
 
 
 
2.Разработать  дизайн и архитектуру сайта и составить оптимальные  шаблоны всех разделов сайта, а также разработать и настроить интерактивные  сервисы;
 
 
3.Систематизировать  исторический и другой материал по разделам будущего сайта и осуществить  наполнение сайта  текстовыми,  графическими, мульмедийными материалами;.
 
 
4.Опубликовать  на GOOGLE  maps  в сети Интернет и  информировать  население о работе проекта, на сайте школы, мессенджерам, в печатных изданиях, социальные сети и т.д.
 
5.  Использовать материал для изучения истории родного края на занятиях в школе,  в перспективе сформировать виртуальные туристические маршруты по памятным  местам Чурапчинского улуса.
     
Сроки  реализации проекта
     
3 года
     
Этапы  реализации проекта
     
1  этап. Подготовительный  
 
2  этап. Разработка контента  
 
3  этап. Создание карты на «GOOGLE maps»
     
Исполнители  проекта
     
Учащиеся  школы, родители, педагоги, администрация школы.
     
Ожидаемые  результаты реализации проекта
     
      
  • Создана       панорамная карта туристического маршрута на «GOOGLE maps» Развернута       поисково-исследовательская деятельность учащихся школы
  •   
  • Освоение       учащимися специфических приемов исследовательского туризма
  •   
  • Внедрение       новых форм освоения исторического и культурного  наследия в образовательный процесс
  •   
  • Повышение       интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка,  края,       страны, через систему творческого участия в деятельности проекта
  •   
  • Совершенствование       формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной       работы на базе проекта
  •   
  • Создан       банк материалов, который можно использовать для проведения различных       мероприятий и уроков истории
  •   
  • Сохранена       память об истории школы и поселка, его людях
  •   
  • Повышение       доступности и мобильности виртуальных маршрутов
  •   
  • Усвоение       учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности,       определяющих модель их жизненного поведения
  •   
  • Повышение       ИКТ компетентности участников проекта.
  •   
  • Формирование       устойчивых знаний об  исторических       фактах  и явлениях и умению       применять их в различных видах деятельности
  •   
  • Привлечение       общественности и родителей к совместной деятельности по воспитанию       гражданственности;
  •  
     
Материалы  и ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
 
     
1.Цифровой  фотоаппарат
 
2.Компьютер  (мощный ноутбук)
 
3.Информационно-коммуникативная  сеть Интернет
 
4.Квадрокоптер.                  
 
5.  Видеокамера с функцией сьемки 360.
 
6.  Штатив
 
2.2 Актуальность и исходное состояние проблемы
       В основных политико-правовых документах образовательной политики России в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового, демократического государства уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.
Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений. Сегодня становится понятно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед. С раннего детства человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего поселка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других
Патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи могут служить не только содержание образования, но и сама учебно-познавательная деятельность, направленная на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
      Данный проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект важен для сохранения исторического наследия для потомков, для развития творческих начал личности, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.
В настоящее время в рамках ФГОС становится актуальной проблема организации внеурочной деятельности, формирование личностных, предметных и метапредметных умений обучающихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей. Распространение среди педагогов понимания значимости музея как института образования, их ознакомление с различными технологиями посещения музеев, создание условий внедрения технологий музейной деятельности в урочную и предметную деятельность учителей, обеспечение интеграции преподавания различных предметов на базе музея.
      Сбор и фиксация исторической памяти на примере изучения истории своего учебного заведения и поселка, как нельзя лучше соответствует современному потоку технологий и подходов в сложном процессе формирования личности. Они добавляют к общеучебным навыкам информационные и интеллектуальные аспекты, что позволяет не только запоминать историческое содержание, но и осуществлять инверсию прошлого на настоящее, реконструировать и интерпретировать историческое событие. Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите её свободы и независимости. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
     Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, поселка, школы независимо от того, какую тему они изучают.
  Составление виртуальных туристических маршрутов даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
В последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско-поисковую работу в нашей школе более интересной и привлекательной для современного подростка. В связи с чем становится актуальным соединение традиционных методик краеведения и возможностей информационных технологий. И для того чтобы наш проект стал действенным средством расширения образовательного кругозора и специализированных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности необходимо использовать новые технологии работы. К таким технологиям работы можно отнести Интернет-технологии и информационные технологии. Именно к ним в настоящее время предпочитают обращаться подростки и педагоги.
Виртуализация туристических маршрутов по историческим местам села Арылах подразумевает организацию в сети Интернет общедоступного ресурса, зайдя на который пользователь получает возможность ознакомления с историей села в доступной форме. Создание подобных виртуальных туристических маршрутов является достаточно эффективным решением задачи просвещения масс, так как виртуальный маршрут доступен из любой точки мира, где есть Интернет, и работает 24 часа в сутки. Особенность виртуальных экскурсий заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к достопримечательностям, получению и распространению краеведческой информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
2.3 Новизна проекта
Виртуальный туристический маршрут на основе приложения «Google Maps» — тип веб-страницы, оптимизированный для представления краеведческих  материалов. Это будет готовый маршрут с фото, видеоматериалами и с панорамными фотографиями местности. музея.
       Виртуальный туристический маршрут представляет собой совершенно новую реальность, выходящую за рамки традиционного представления об исследовательском туризме.
Особенность проекта заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных достопримечательностях, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к материалам, получению и распространению информации. Всё это позволит сформировать единое информационное образовательное пространство.
Профиль - историко-краеведческий. Специалисты отмечают большой потенциал и реальную ценность материалов наглядного историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции в учебный и воспитательный процесс, а также сферу дополнительного образования.
Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять виртуальный туристический маршрут являются:
1. Репрезентативность и содержательность  экспозиции, исключающие искажение фактов, которые могут привести к предвзятому представлению об истории Родного края
    2. Многослойность представленной информации, подходящей для   различных профессиональных, возрастных и образовательных категорий пользователей;
   3. Ясный пользовательский интерфейс с удобной навигацией.
          
2.4 Механизм реализации проекта
Проект будет реализовываться под руководством  инициативной группы педагогов и при участии группы учащихся и администрации школы. Непосредственными исполнителями проекта станут педагоги и обучающиеся школы, их родители и родственники, представители общественности.
Из обучающихся, заинтересованных в данном виде деятельности создается группа-актив по составлению виртуального туристического маршрута, внутри актива предполагается распределение обязанностей по направлениям.   Актив музея в дальнейшем непосредственно будет занят накоплением электронных ресурсов, их обработкой, созданием тематических коллекций и виртуальных экскурсий.  
2.5 Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
  1. Анализ состояния     проблемы.
  2. Выявление и     систематизация материалов по краеведению.
  3. Актуализация темы     создания виртуального туристического музея для всех участников образовательного     процесса, выпускников, ветеранов школы.
  4. Определение круга     лиц для сотрудничества по созданию виртуального маршрута, распределение     обязанностей.
  5. Создание     актива  из обучающихся.
  6. Разработка     программы деятельности.
2 этап. Подготовка контента.
1.      Определение тематики экскурсий.
2.      Обучение актива основам краеведческой и туристической деятельности и ИКТ-компетенциям.
3.      Подготовка материалов для интерактивных экскурсий.
3 этап Создание карты на GOOGLE maps школьного музея
1.      Сьемки и сбор материалов с помощью камеры с функцией 360 и квадрокоптера.
2.      Редактирование учащимися материалов.
3.      Наполнение контентом веб-страниц.
4 этап. Обобщающий
  1. Проведение опроса     и самооценка по проекту.
  2. Обобщение опыта     работы
  1. Анализ результатов     и корректировка проекта
2.6 Ожидаемые результаты
* Создана карта с панорамным видом на GOOGLE maps
* Развернута поисково-исследовательская деятельность учащихся школы
* Внедрение новых форм освоения исторического и культурного наследия в  образовательный процесс
* Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, поселка,  края, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности проекта
* Совершенствуются формы проектной, внеклассной учебной деятельности и воспитательной работы на базе проекта
* Сохранена память об истории села и его людях
* Виртуальный тур стал более доступным и мобильным, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.
* Повышение ИКТ компетентности участников проекта.
* Формирование устойчивых знаний об  исторических фактах  и явлениях.
2.7 Основные риски проекта и пути их минимизации
   
     
Основные  риски проекта
     
Пути  их минимизации
     
1.
     
Технические  неполадки.
 
     
Повышение  уровня технической компетенции,  бережливое отношение к технике, покупка техники с гарантией.
     
2.
     
Нехватка  финансирования проекта.
     
Поиск  спонсоров, участие в конкурсах проектов и грандах.
 
Ресурсное обеспечение:
1.Цифровой фотоаппарат
2.Компьютер (мощный ноутбук)
3.Сеть Интернет             
4. Видеокамера с функцией 360.
5. Квадрокоптер
6. Штатив
2.8 Перспективы деятельности музея
1.      Создание нового контента.
2.                 Ученики, проявившие интерес к проекту, могут подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.
3.Пополнение материалов при сетевом взаимодействии
           4. Сьемки в других наслегах Чурапчинского улуса.
           5. Распространение опыта с целью создания виртуальных туров с другими учреждениями улуса.
Смета проекта.
   
     
Материалы  и ресурсы
     
Цена(за  1 экз)
     
Кол-во
     
Общая  цена
     
1
     
Камера  с функцией сьемки 360
     
75000  руб.
     
1
     
75000  р
     
2
     
Штатив
     
5000  руб.
     
1
     
5000  р
 
2.9 Краткое описание маршрута    
     
Описание основных объектов показа
     
Примечание
       
Итак, наша экскурсия начинается с самой первой точки маршрута – частный  музей Семена Романовича Попова кандидата биологических наук. Основные  музейные коллекции делятся на четыре блока: исторические, этнографические,  естественные и археологические. Музей знакомит посетителей с разнообразием  горных пород и минералов, растительным и животным миром Якутии, рассказывает  о культуре, религиозных верованиях, обычаях, обрядах и традициях…
 
 
затем на второй день мы отправились в Дулга Сайылык,
     
Коллекции исторического, археологического и этнографического  блока.
 
                                                                           
       
Следующий пункт нашего маршрута Дул5а сайылык, где до сих пор  сохранилось дерево истязаний крепостных за провинность.
 
Многие народы Севера являются этническими реликтами, чья история  уходит в глубину веков. Их национальные обычаи, иногда жестокие, являются  отголосками событий далеких времен. Этот алас имеет очень богатый  исторический секрет…
     
Дерево  истязаний крепостных за провинность     
       
Наш путь продолжается, а впереди нас ждет алас Чэлгиэрийэ, где  установлена  сэргэ-коновязь  А.Кулаковского «Ийэ Кут». Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в  связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждого балагана стояло сэргэ,  "ибо пока стоит сэргэ - жива семья". А в целом, установка сэргэ  означало: «это моя земля, место имеет хозяина»…
     
Сэргэ-коновязь  посвященный А. Кулаковскому «Ийэ кут»           
       
Следующий маршрут алас  Хотугу Чэлгиэрийэ, где есть  руническая  надпись на стене древнего амбара. В местности «Хотугу Чэлгиэрийэ» были  найдены два рунических письма на стене дома-балагана. В амбаре, построенном в  XVIII веке, была найдена надпись с 83 знаками. Найден в 2000 году Поповым  С.Р.
 
На территории этого же  Арылахского наслега Чурапчинского улуса на аласе «Быллах» в 2003 г. было  найдено ещё одно руническое письмо на стене дома-балагана. Письмо содержит в  себе 16 «букв»…
     
Руническая надпись местности «Хотугу Чэлгиэрийэ»
       
Следующий объект нашего внимания  - алас Таастаах, где  нашли останки построенной корейцами мельницы для полива огорода. В конце XIX  века Царская Россия испытывала проблемы с освоением Дальнего Востока, не  хватало населения на отдаленных территориях и власти способствовали и  поддерживали переселение корейцев. В свою очередь, население Кореи испытывала  серьезные социальные проблемы, крестьянское население обнищало, страдало от  голода и постоянно опасалась угрозы от соседней Японии, которая в итоге  колонизировала Корею в начале XX века.
 
Там были организованы полностью корейские поселения и корейцы занимались  сельским хозяйством…
     
Останки мельницы построенный корейцами.
 
          
       
Главной достопримечательностью села во все времена были аласы с историческими  событиями. Следующий наш маршрут алас Уhун Елен, где было впервые написано  олонхо «Ньургун Боотур Бухатыыр», оказавшим огромное влияние на зарождение и  развитие литературы и ставшим ныне достоянием российского и мирового читателя…
     
          Местность где впервые написано  олонхо «Ньургун Боотур Бухатыыр»
     
     
Наш маршрут закончился посещением Алаас Бэрэ, где установлен  обелиск погибшим на поле боя сыновьям семьи Карсанаевых. Автором памятника является  Карсанаев А.Т., сооружен обелиск по инициативе ветерана войны и труда,  художника РС(Я).
     
Обелиск  погибшим на поле боя во время ВОВ.
 
                                                
3.0 Преимущества виртуального тура снятого на камеру 360
* Как видно из предыдущего слайда на карте нет достопримечательностей нашего улуса, камера позволит составить интерактивную карту Арылахского наслега, в перспективе достопримечательностей улуса;
* Составление маршрута позволит повысить интерес обучающихся к изучению Родного края;
* Работа над проектом повысит IT компетенцию учащихся;
* Тур вызовет интерес к краеведению и туризму среди населения улуса.
Заключение
Туризм как один из наиболее популярных видов активного отдыха является неотъемлемой частью жизни человека с его естественными стремлениями к открытию и познанию новых регионов, памятников природы, истории и культуры, обычаев и традиций различных народов. Организация активного, содержательного отдыха стала важной социальной задачей. Туризм является важным фактором оздоровления человека, повышения его творческой активности, расширения кругозора.
Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни.
          Разработка данного проекта обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре родного края. Вызвать интерес детей и взрослых к истории малой родины через организацию экскурсионных маршрутов к историческим памятникам родного края.
    Заключается в возможности использования созданных материалов на уроках, в проектной деятельности по сохранению исторического наследия, в составлении научных работ.
    На начальном этапе организация тропы мы детально обследовали территории и выделили наиболее интересные объекты (аласы), которые имеют историческую ценность. Тропа у нас получилась с охватом 9 аласов.
  1. Николаевская церковь
  2. Музей Попова С.Р.
  3. Дул5а Cайылык
  4. Алаас Чэлгиэрийэ  
  5. Хоту Чэлгиэрийэ
  6. Эргэ Сурт
  7. Таастаах
  8. Уьун Елен
  9. Алаас Бэрэ
     Составили картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов. Протяженность нитки маршрута составляет 39 км. Тропа берет начало от Николаевской церкви с. Арылах.
      Первый опыт изучения маршрутов состоялся летом 2017 года, когда мы находились  в лагере на аласе Уьун Елен.
- Сначала мы посетили музей Семена Романовича Попова, затем на второй день мы отправились в Дулга Сайылык, где до сих пор сохранилось дерево истязаний крепостных за провинность.
- На третий день отправились в алас Чэлгиэрийэ, где утсановлена сэргэ-коновязь А.Кулаковского «Ийэ Кут».
- На пятый день мы посетили Хоту Чэлгиэрийэ, где есть руническая надпись на стене древнего амбара.
- На восьмой день мы добрались за два дня с ночевкой до  Эргэ Сурт, где произошло зверское убийство в годы гражданской войны.
- Дальше мы три дня прошли 15 км до Таастааха, где нашли останки построенной корейцами мельницы для полива огорода.
- На следующий день посетили Уhун Елен, где была написано олонхо «Ньургун Боотур Бухатыыр».
- Наш маршрут закончился посещением Алаас Бэрэ, где установлен обелиск героически погибшим во время  ВОВ сыновьям семьи Карсанаевых.
     По результатам ранее проведенных поисковых и исследовательских работ, также из собранных материалов по итогам посещения туристической тропы, мы издали черновой вариант учебно-методического пособия «Моя малая родина - Арылахский наслег». Сначала мы с руководителями хотели издать атлас. Но научный руководитель Пахомова Любовь Семеновна доцент института естественных наук эколого-географического отделения посоветовала нам издать эту работу как учебно-методическое пособие.
      Ожидаемый результатом которого является: повышается уровень экологической культуры у посетителей тропы, знание исторических фактов нужны не только старшему поколению, которое создавало эту историю, но это знание необходимо нам, подрастающему поколению, а также укрепляется заинтересованность в сотрудничестве ОУ и социальных учреждений села Арылах, в итоге организуем с помощью VR музейный тур. Виртуальная реальность способна телепортировать людей в места, которые они никогда не смогут посетить.
Используемая литература
1.     Абрамов, В. М. Школьный туризм [Текст] / В. М. Абрамов, С. П. Емельянов. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1973. - 175 с.
2. Базарова, З. С. Туристские тропы : сюжетный урок [Текст] / З. С. Базарова // Физкультура и спорт. - 2006. - № 5. - С. 46.
3. Бардин, К. В. Азбука туризма: (о технике пешеходных путешествий) [Текст] : пособие для учителей, руководителей / К. В. Бардин. - 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1981. - 205 с.
4. Буланов, М. И. Профильный туристско-экологический лагерь [Текст] / М. И. Буланова, Н. А. Буланова // Физическая культура в школе. - 2004. - № 3. - С. 57-63.
5. Булгаков, А. А. Два дня в конце недели [Текст] / А. А. Булгаков, Г. Я. Рыжавский. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 126 с.
6. Веретенников, Е. И. Общественный туристский актив. Подготовка, обучение, воспитание [Текст] / Е. И. Веретенников, И. А. Дрогов. - М. : Профиздат, 1990. - 176 с. - (Б-чка самодеятельного туриста).
7. Власов, А. А. Туризм [Текст] : учебно-метод. пособие / А. А. Власов, А. Г. Нагорный. - М. : Высш. шк., 1977. - 95 с.
8. Волков, Л. В. Физическое воспитание учащихся [Текст] : пособие для учителя / Л. В. Волков. - Киев : Рад. школа, 1988. - 184 с.
9. Воронов, Ю. С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании [Текст] / Ю. С. Воронов. - М. : ЦДЮТиК, 2001. - 72 с.
10. Вяткин, Л. А. Туризм и спортивное ориентирование [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. А. Вяткин, Е. В. Сидорчук, Д. Н. Немытов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
11. Истомин, П. И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики [Текст] / П. И. Истомин. - М. : Педагогика, 1987. - 96 с.
12. Карманный справочник туриста [Текст] / автор-сост. Ю. А. Штюрмер. - 2-е изд., измен. и доп. - М. : Профиздат, 1982 - 224 с.
13. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм [Текст] / Э. Н. Кодыш. - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 175 с. : ил.
14. Корягина, Л. В. Туризм в сельской школе [Текст] / Л. В. Корягина // Физическая культура в школе. - 2005. - № 6. - С. 59-60.
15. Крупнов-Денисов, М. Пешком по приснеженным тропам [Текст] / М. Крупнов-Денисов // Физическая культура в школе. - 1998. - № 5. - С. 68-70.
16. Куликов, В. М. Девять игр для юных туристов [Текст] / В. М. Куликов // Физическая культура в школе. - 2005. - № 6. - С. 55-58.
17. Курбанова, С. А. Туризм: психологические этюды [Текст] / С. А. Курбанова. // Физическая культура в школе. - 1991. - № 8. - С. 48-52.
18. Курилова, В. И. Туризм [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. И. Курилова. - М. : Просвещение, 1988. - 224 с. : ил.
19. Маслов, А. Г. Полевые туристские лагеря [Текст] : учебно-метод. пособие / А. Г. Маслов, Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 160 с. : ил. - (Воспитание и доп. образование детей).
20. Минделевич, С. В. Пора в поход! [Текст] / С. В. Минделевич. - М. : Мол. гвардия, 1985. - 144 с. : ил.
21. Молотилов, Е. В. Спортивно-туристские игры на местности [Текст] / Е. В. Молотилов // Физическая культура в школе. - 1994. - № 3. - С. 58-59.
22. Моргунов, Б. П. Туризм [Текст] : учеб. пособие / Б. П. Моргунов. - М. : Просвещение, 1978. - 168 с. : ил.
23. Назарова, В. А. Основы туристической подготовки [Текст] / В. А. Назарова // Физическая культура в школе. - 2005. - № 4. - С. 58-64.
24. Некрасов, И. Б. Зовут костры походные [Текст] / И. Б. Некрасов // Физическая культура в школе. - 2002. - № 4. - С. 62-65.
25. Некрасов, И. Б. Однодневный поход [Текст] / И. Б. Некрасов // Физ
26. Былыргы сахалар суруктара-бичиктэрэ : ыстатыйалар / [хомуйан оҥордулар: С. Р. Попов, Г. Г. Андросов]. - Дьокуускай (Якутск) : Бичик, 2010. - 77, [2] с., [8] л. ил. : ил.; 21 см.; ISBN 978-5-7696-3524-3
Назад к содержимому