Образовательные стандарты - МБОУ-АСОШ им.Т.М.Каженкина

МБОУ "Арылахская СОШ им. Т.М. Каженкина"
Перейти к контенту

Образовательные стандарты


Информационная справка
Организация целостного образовательного процесса
в условиях реализации ФГОС в малокомплектной школе

В нашей школе ФГОС реализуется с 2011-2012 учебного года. Ведется по УМК «Школа России». Классы обеспечены компьютерами - 4, интерактивными досками – 2, полный комплект – 1. Для 1-4 классов по введению ФГОС учебный план разработан в соответствии с ФГОС по 4 варианту. Вариативная часть базисного учебного (образовательного) плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся.

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет указанных в базисном учебном (образовательном) плане часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Занятия проводятся учителями общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Учебный план 1-4  классов состоит из двух компонентов: часов учебной работы и внеурочной деятельности (10 часов в каждом классе). Внеурочная  деятельность в учебном плане представлена  следующими направлениями: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, общественно-полезной деятельности (направление «проектная деятельность» реализуется в рамках программ творческих объединений представленных направлений. Результаты проектно-исследовательской деятельности будут отслеживаться  с помощью карты мониторинга проектной деятельности).
  1. Целью спортивно-оздоровительного направления является формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данное направление представлено в учебном плане творческими объединениями: «Уроки здоровья» - 4 ч, «Шахматы» - 4 ч, «Национальные игры»- 4 ч.
  2. Научно-познавательное направление обеспечивает формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Направление представлено: «Я - исследователь» - 4 ч, «Занимательная математика» - 1 час, «Робототехника» - 1 ч, «Веселая математика» - 1 ч, «В мире книг» - 1 ч, «Умники и умницы» - 1 ч.
  3. Общественно-полезная деятельность создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Повышает ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Данное направление представлено следующим творческим объединением: «Волшебный карандаш» - 4 ч.
  4. Целью художественно-эстетическое направления является формирование и развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств. Направление представлено творческим объединением «Дэнс авеню» (танцевальный) – 4 ч.
  5. Эколого-краеведческое направление направлено на создание комплекса условий для формирования и развития практических умений и навыков учащихся в решении экологических ситуаций, развитие школьных традиций экологической направленности, воспитание у учащихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. Представлено: «Арыылаах – мин дойдум» - 4 ч, «В мире сказок» - 4 ч.
  6. Духовно – нравственное направление направлено  на  развитие человека в контексте его всестороннего развития, воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования. Духовно – нравственное направление представлено: «Этика: Азбука добра» - 1ч., «Саналаах чыычаах» - 1 ч., «Мастерская общения» - 1 ч.

3 учителя начальных классов имеют повышение квалификации: Фундаментальные курсы по ФГОС, проблемные курсы «Современный урок идеологии ФГОС». Также прошли курсы учителя среднего звена – 7.


Основное общее образование по ФГОС
  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на:
  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.
  • В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, введено изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.

В 5 классе – всего 10 внеаудиторных часов по ФГОС-у, из них:
1. «Спортивно-оздоровительное» направление: 1 ч. «Национальные игры:
  • рассматривали физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
  • охарактеризовали содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • И чтобы беречь физическое здоровье учащихся.

2. «Научно-познавательное направление»: «Общественно-полезный труд»: 1 ч. На курсы по «Математика вокруг нас»:

  • в этом возрасте обучающимся необходимо использовать математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, уметь математическое моделирование;
  • понимать особенности десятичной системы счисления;
  • оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
  • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;

3. «Юный информатик» 1 ч.:
в её задачу входит развитие творческих способностей, овладение компьютерными технологиями и развитие научно-технических способностей учащихся, повышение мотивации к обучению по общеобразовательным предметам. Занятия по  данной направленности способствуют выработке устойчивого интереса к технической составляющей жизни.
В результате изучения курса обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

4. «Общественно-полезный труд»: 1 ч. На проектную деятельность по курсу «Бабушкина шкатулка».
решать конструкторские, художественно-конструкторские и технологические задачи, которые необходимы для развития основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.

5. «Художественно-эстетическое» направление: 1ч на проектную деятельность «Дэнс авеню» (танцевальное занятие)
  • научить танцевать;
  • научить делать упражнения общеразвивающей направленности;
  • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
  • представление об искусстве народов России.
     
6. «Волшебные краски» - 1ч.:
  • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
  • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
  • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Ученик получит возможность научиться:
  • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
  • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
  • различать произведения разных эпох, художественных стилей;
  • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

7. «Музыка для всех» - 1 ч.:
Выпускник научится:
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
  • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:
  • принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

8. «Эколого-краеведческий»: 1 ч. На проектную деятельность по курсу «Юные натуралисты».
  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • строить простые планы местности;

9. «Интродукция дико-растущих растений» - 1 ч.:
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

10. «Духовно-нравственное» направление: 1ч. «Школа вежливости».
  • Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
  • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
  • осознание нравственных основ образования;
  • осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
  • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений.

Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС:
Обеспечение  профессиональной  готовности к реализации ФГОС  через  создание  системы непрерывного  профессионального  развития  каждого  педагога:
  • освоение учителем системы ценности современного образования;
  • положительная динамика его способности эффективно использовать учебно-методическое и информационно-методические ресурсы, то есть овладение и использование педагогом технологий системно - деятельностного подхода, ставшего основным на современном этапе развития образования.

Задачи:
  • выявить затруднения, потребности и образовательные запросы учителей;
  • обеспечить каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;
  • создать мотивационные условия, благоприятные для профессионального развития и решения задач внедрения ФГОС;
  • организовать работу проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;
  • обеспечить реализацию индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте;
  • выявить, проанализировать и обеспечить тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов.

Проводятся общешкольные семинары МО по плану:
  1. Семинар «Нормативно-правовые документации ФГОС» -  МО естественно-математического цикла, ноябрь;
  2. Семинар «Введение ФГОС начального общего образования» - МО начальных классов, декабрь;
  3. Семинар «Детский сад - школа» в рамках перехода на ФГОС НОО – МО эстетического цикла, февраль;
  4. Круглый стол «Результаты, проблемы, эффекты первого этапа введения ФГОС»  - МО оздоровительного цикла с участием родителей.

Назад к содержимому